Конкурс на присуждение премий Приволжского федерального округа в области современного академического искусства «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»

03.08.2012
Конкурс на присуждение премий Приволжского федерального округа в области современного академического искусства «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»


КОНЦЕПЦИЯ
присуждения Премии Приволжского федерального округа в области современного академического искусства
«ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»

Премия Приволжского федерального округа в области современного изобразительного искусства учреждена по инициативе Поволжского отделения Российской академии художеств  и Банка ГЛОБЭКС в 2012 году.         
Идея получила реализацию в формате проведения Поволжского межрегионального конкурса в области современного академического искусства   «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ» (Вторая межрегиональная академическая  выставка «Красные ворота»).
Организаторы:  Российская академия художеств,  Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма».
Генеральный партнёр: Банк ГЛОБЭКС.
Проект реализован под патронатом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В.Бабича при поддержке  Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Саратовской области, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в Приволжском федеральном округе,  Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственного Русского музея,  Государственной Третьяковской  галереи, Государственного Эрмитажа,  художественных музеев России.

В соответствии с концепцией Премия Приволжского федерального округа в области современного академического искусства   «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»  вручается ежегодно в трех волжских городах – крупных центрах культуры и искусства (Саратов, Тольятти, Казань)  и  Москве.
Премия присуждается в четырех номинациях:
•    инновации в академическом искусстве;
•    актуальность в академическом искусстве;
•    пластические достижения в академическом  искусстве;
•    достижения в области педагогики и художественного образования.

Четыре ежегодные премии за достижения в современном изобразительном искусстве и художественном образовании призваны мобилизовать художественную ситуацию в Приволжском федеральном округе и вернуть академическому и реалистическому искусству былое  достоинство и славу.
Художественные премии в соответствии с мировой практикой названы именами выдающихся художников-просветителей, которые стали сегодня символами российской культурной традиции.

1. Премия имени К.С.ПЕТРОВА-ВОДКИНА
вручается в Саратове  «За инновации в академическом искусстве».
Русский  живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. Подростковые впечатления от работы местных иконописцев повлияли на становление его выразительного языка, он начал самостоятельно писать иконы и пейзажи. Годы ученичества в классах живописи и рисования у Федора Бурова в Самаре и у Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества отшлифовали его талант.
Петров-Водкин создавал инновационную реалистическую живопись по канонам древнерусской выразительности. С его именем связано обновление языка живописи и открытие мощного потенциала преобразования, заложенного в традиции. Он также реорганизовал систему художественного образования, преподавал во многих художественных учебных заведениях.

2. Премия имени И.Е.РЕПИНА
вручается в Тольятти «За актуальность в академическом искусстве».
С именем Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) связаны актуальная для своего времени внутренняя критика Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 году, а также самый яркий пример критического реализма — грандиозная работа «Бурлаки на Волге» — труд нескольких лет, начатый во время путешествия по Волге.
Актуальность этой картины расколола общественное мнение. В своём «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский писал о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.

3. Премия имени Н.И.ФЕШИНА
вручается в Казани «За пластические достоинства в академическом искусстве».
Ученик великого Репина, Николай Иванович Фешин (1881-1976) как художник сформировался в начале ХХ столетия, времени, ломавшего устоявшиеся традиции, законы и нормы искусства. Фешин в своем творчестве соединил век девятнадцатый с двадцатым. В фундаментальные принципы академического и реалистического искусства художник привнес импульсы разных стилевых направлений и свой эмоциональный творческий темперамент.
В родной Казани Н.И.Фешин создал выдающиеся работы, прежде чем навсегда покинул Россию в 1923 году.

4. Премия имени П.П.ЧИСТЯКОВА
вручается в Москве «Лучшему художнику-педагогу»,  участнику выставки,  также предусмотрен  грант  «Лучшему ученику».
Учениками Павла Петровича Чистякова (1832-1919) были Репин, Суриков, Серов, Поленов, Врубель, Васнецов, Борисов-Мусатов.  Яркая история отечественного искусства — это история художников,  многие из них были  учениками Чистякова, многолетняя работа которого в Академии художеств в значительной мере определила судьбы реалистической школы живописи в России. Чистяков еще не оценен и не осмыслен по-настоящему. Нет осознания масштабов этой фигуры,  понимания, что именно через деятельность Чистякова проходит  самая важная линия в русском искусстве и русской философии искусства.

Четыре именных премии восстанавливают традицию художественной преемственности, питавшую русское искусство XIX и XX веков.
Так, оба учителя Петрова-Водкина – Федор Буров в Самаре и Валентин Серов в Москве – воспитанники выдающегося художника-педагога Павла Чистякова. Учеником Чистякова был и Илья Репин, воспитавший художников Николая Фешина и Валентина Серова. Премии направлены на поддержку и развитие искусства, связанного с традициями академизма и реализма, на усиление их влияния и авторитета.
Ежегодная межрегиональная академическая выставка проводится в крупных городах  Приволжского федерального округа и Москве на основе открытого участия и строгого отбора, который осуществляется отборочной комиссией Оргкомитета и кураторской группой,  утвержденной Российской академией художеств.
Премии вручаются по результатам проведения межрегиональной  академической выставки, проводимой Российской академией художеств, Творческим союзом художников России и Союзом художников России,  при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в Приволжском федеральном округе.
Утверждение художественных явлений (произведений) в качестве наиболее значимых для текущего процесса производит Экспертный совет, авторитетное Жюри, чье мнение и компетентность не подвергаются сомнению.
Претендентами на получение Премии становятся художники, рекомендованные Экспертным советом и Жюри по результатам участия в конкурсе современного  академического искусства в рамках проведения  межрегиональной академической выставки.

Структура Премиального фонда
В рамках каждой именной премии предусмотрено  трехуровневое награждение и премирование лауреатов:
Диплому I степени соответствует денежная премия в размере 150 тысяч рублей,
Диплому II степени -  денежная премия в размере 100 тысяч рублей,
Диплому III степени - денежная премия в размере  50 тысяч рублей.
Грант «Лучшему ученику» также предполагает 3 степени премирования:
100 тысяч рублей, 70 тысяч рублей, 30 тысяч рублей.

Формирование фонда Премии Приволжского федерального округа
в области современного академического искусства в перспективе предполагает долевое участие всех организаторов и партнеров проекта:  Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе,  Министерства культуры Российской Федерации,  Российской академии художеств,  ВГК «Собрание актуального реализма», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в Приволжском федеральном округе.

Обоснование значимости проекта
Обращение к классическим жанрам живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства  требует классического выразительного языка, с которым связаны высокие академические требования к произведению, а также к таланту и техническому мастерству художника. Именно в академической традиции реалистическая выразительность достигает своего наивысшего напряжения.   Язык высокого академизма и реализма сегодня говорит изнутри современности об общечеловеческих ценностях.
Классическое искусство является одним из актуальных языков современности, органичным для Поволжья. Академические формы искусства способны сосуществовать с традиционными культурными ценностями и привычными формами жизни, которые  подвержены различным изменениям и деформациям. Живая традиция искусства хранит завещанные ценности и одновременно заключает в себе колоссальную энергию переустройства. Утверждать традицию означает двигаться от устья к истокам, то есть, «против течения».





Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Максим Кантор, Владимир Юкин, Петр Оссовский, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, фестивали, Аркадий Пластов, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, русская икона, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, Иван Комиссаров, акварель, авангард, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, Скульптура, Зураб Церетели, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, конкурсы Академия художеств, Красные ворота, художественные конкурсы, Василий Нестеренко, гиперреализм, натюрморт, Николай Фешин