Виталий Вавилин: Музей. Собрание актуального реализма. 1

03.07.2013

Максим Кантор:
В ТОЛЬЯТТИ СТРОИТСЯ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музей создает - причем, с нуля - поразительный человек, Виталий Вавилин.
Когда про таких людей рассказывают, слушатели как правило не верят, что такие люди бывают. Наверняка, думают, что-то тут не так, не в музее дело. Но дело именно в музее - в том, что человек захотел построить музей в далеком от столицы городе.
Мне посчастливилось принять в этом деле небольшое участие - но горжусь даже малым вкладом. Ниже рассказ Виталия Вавилина о том, как это начиналось.

Виталий Вавилин:

Первый раз тема Художественного музея  в Тольятти и прозвучала в 90-е годы в разговорах с незабвенной Аннетой Яковлевной Басс, директором Самарского Областного Художественного музея.

Соприкоснувшись с проблемой крайне скудного культурного пространства на территории Тольятти,  я в выходные уезжал с детьми в Самару, где мы посещали музеи, художников, букинистические магазины, встречались и общались с интересными людьми. Обязательно заезжали в Самарский Художественный музей к Аннете Яковлевне, и эта легендарная женщина, несмотря на преклонный возраст, лично вела девчат по залам музея, рассказывая и показывая все, что сама знала и считала необходимым дать детям о русских художниках и русской живописи.

Тогда она посетовала, что в Тольяттинском Художественном музее уровень коллекции крайне низок: « в этом нет вины людей, там работающих, это историческая несправедливость,  и здесь надо что-то делать, как-то решать вопрос о пополнении собрания музея работами больших художников».  Она признавалась, что не видит реальной возможности решить проблему без участия государства, а государству нашему со времени распада СССР не до культуры вообще и не  до музеев в частности.  В качестве  альтернативного варианта исправления «исторической несправедливости»,  Аннета Яковлевна несколько раз упоминала о зарубежной практике создания частных музеев.

«Тольятти - город активных, предприимчивых людей, город созидателей. Надо собрать состоятельных людей, зажечь их идеей создания в городе частного музея. Это не потребует таких больших денег, как может показаться вначале. Это будет прекрасный подарок ныне живущим и будущему поколению тольяттинцев, - так рассуждала Аннета Яковлевна, при этом выражая желание оказывать профессиональную искусствоведческую помощь, если мы решимся на такое дело.

Второй раз эта тема возникла в  2000 году. В помещении Тольяттинского Художественного музея открылась выставка графики Максима Кантора «Атлас. Пустырь». Небольшой компанией вместе с Максимом мы сидели в «Пинта Пабе», пили пиво с чаем, говорили о выставке, о художниках, о Тольятти и тольяттинцах. В разговоре Максим коснулся темы музея. Много интересного рассказал о практике создания и функционирования частных художественных музеев на Западе, во многом подтвердив мысль Аннеты Яковлевны о реальности таких проектов и в России. Впоследствии Максим написал мне письмо, в котором продолжил и развернул тему музея, предложил свое понимание концепции музейной коллекции.

Вот фрагменты того письма: «Музей (чтобы вы знали) - это лицо города, хотите вы этого или не хотите. Приезжает, допустим, к вам в гости интеллигентный человек и сразу спрашивает: а музей у вас есть? И вам делается стыдно. Можно, конечно, найти выход из положения – интеллигентных гостей не звать, это тоже решение…  Но все-таки проще построить музей.  Вы, уважаемые граждане, конечно скажете, что музей у вас уже есть. Это, мягко говоря, ошибка. Сейчас музей у вас, уважаемые граждане города Тольятти, в таком паршивом состоянии, что и обсуждать этого не хочется. Клуб для встреч ветеранов холодной войны и то краше... Какая-то позорная забегаловка у вас, а не музей, невозможно выразить, насколько она ужасна... Как построить музей? Здание должно стоять отдельно - в лесу, на берегу Волги. На берегу Волги должен стоять музей - окруженный елями. И станут туда люди ходить и иностранцы приезжать. И будут люди гулять подле него, а на террасе сидеть станут интеллигентные гости города и пить кофе...  Денег нет? Враки, что нужны миллионы - нужен энтузиазм. Будет энтузиазм - будет и музей. Будет музей -  будет слава у города... Не нужен большой музей - нужен компактный, красивый, уникально расположенный - так, чтобы войти было приятно... Далее вопрос - как собирать? Что собирать? Ведь музей без собрания - не музей. Нужна концепция... Ваш музей не должен замахиваться на грандиозное - он должен сузить задачу, сделать ее выполнимой, важно выбрать небольшую, но оригинальную цель. Важно так сформулировать направление музея, чтобы музейное собрание стало уникальным в мировой практике... Я предлагаю: сделайте Всемирного значения Музей Набросков. Набросок - это самое значительное, что есть в искусстве. Это как код ДНК - в нем уже содержится вся будущая картина. Нет ничего обаятельнее первого эскиза - когда замысел только постучался…»  Так два совершенно разных человека, независимо друг от друга рассуждали о тольяттинском музее.  Удивляюсь:  что ими двигало, что им до нашего Тольятти? В одной из ближайших публикаций расскажу о первой, неудачной,  попытке организовать частный художественный музей в городе. 


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
мастера живописи, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, музей, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, премии, Владимир Юкин, Оссовский, Петр Оссовский, Додонов Евгений, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, Аркадий Пластов, Мартирос Сарьян, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, Иван Комиссаров, акварель, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Ким Бритов, Евгений Телегин, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, музеи мира, виртуальные выставки, пейзаж, Гелий Коржев, Скульптура, Огюст Роден, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, Рембрандт, офорт, Станислав Никиреев