Виталий Вавилин: Музей. Собрание актуального реализма. 1

03.07.2013

Максим Кантор:
В ТОЛЬЯТТИ СТРОИТСЯ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музей создает - причем, с нуля - поразительный человек, Виталий Вавилин.
Когда про таких людей рассказывают, слушатели как правило не верят, что такие люди бывают. Наверняка, думают, что-то тут не так, не в музее дело. Но дело именно в музее - в том, что человек захотел построить музей в далеком от столицы городе.
Мне посчастливилось принять в этом деле небольшое участие - но горжусь даже малым вкладом. Ниже рассказ Виталия Вавилина о том, как это начиналось.

Виталий Вавилин:

Первый раз тема Художественного музея  в Тольятти и прозвучала в 90-е годы в разговорах с незабвенной Аннетой Яковлевной Басс, директором Самарского Областного Художественного музея.

Соприкоснувшись с проблемой крайне скудного культурного пространства на территории Тольятти,  я в выходные уезжал с детьми в Самару, где мы посещали музеи, художников, букинистические магазины, встречались и общались с интересными людьми. Обязательно заезжали в Самарский Художественный музей к Аннете Яковлевне, и эта легендарная женщина, несмотря на преклонный возраст, лично вела девчат по залам музея, рассказывая и показывая все, что сама знала и считала необходимым дать детям о русских художниках и русской живописи.

Тогда она посетовала, что в Тольяттинском Художественном музее уровень коллекции крайне низок: « в этом нет вины людей, там работающих, это историческая несправедливость,  и здесь надо что-то делать, как-то решать вопрос о пополнении собрания музея работами больших художников».  Она признавалась, что не видит реальной возможности решить проблему без участия государства, а государству нашему со времени распада СССР не до культуры вообще и не  до музеев в частности.  В качестве  альтернативного варианта исправления «исторической несправедливости»,  Аннета Яковлевна несколько раз упоминала о зарубежной практике создания частных музеев.

«Тольятти - город активных, предприимчивых людей, город созидателей. Надо собрать состоятельных людей, зажечь их идеей создания в городе частного музея. Это не потребует таких больших денег, как может показаться вначале. Это будет прекрасный подарок ныне живущим и будущему поколению тольяттинцев, - так рассуждала Аннета Яковлевна, при этом выражая желание оказывать профессиональную искусствоведческую помощь, если мы решимся на такое дело.

Второй раз эта тема возникла в  2000 году. В помещении Тольяттинского Художественного музея открылась выставка графики Максима Кантора «Атлас. Пустырь». Небольшой компанией вместе с Максимом мы сидели в «Пинта Пабе», пили пиво с чаем, говорили о выставке, о художниках, о Тольятти и тольяттинцах. В разговоре Максим коснулся темы музея. Много интересного рассказал о практике создания и функционирования частных художественных музеев на Западе, во многом подтвердив мысль Аннеты Яковлевны о реальности таких проектов и в России. Впоследствии Максим написал мне письмо, в котором продолжил и развернул тему музея, предложил свое понимание концепции музейной коллекции.

Вот фрагменты того письма: «Музей (чтобы вы знали) - это лицо города, хотите вы этого или не хотите. Приезжает, допустим, к вам в гости интеллигентный человек и сразу спрашивает: а музей у вас есть? И вам делается стыдно. Можно, конечно, найти выход из положения – интеллигентных гостей не звать, это тоже решение…  Но все-таки проще построить музей.  Вы, уважаемые граждане, конечно скажете, что музей у вас уже есть. Это, мягко говоря, ошибка. Сейчас музей у вас, уважаемые граждане города Тольятти, в таком паршивом состоянии, что и обсуждать этого не хочется. Клуб для встреч ветеранов холодной войны и то краше... Какая-то позорная забегаловка у вас, а не музей, невозможно выразить, насколько она ужасна... Как построить музей? Здание должно стоять отдельно - в лесу, на берегу Волги. На берегу Волги должен стоять музей - окруженный елями. И станут туда люди ходить и иностранцы приезжать. И будут люди гулять подле него, а на террасе сидеть станут интеллигентные гости города и пить кофе...  Денег нет? Враки, что нужны миллионы - нужен энтузиазм. Будет энтузиазм - будет и музей. Будет музей -  будет слава у города... Не нужен большой музей - нужен компактный, красивый, уникально расположенный - так, чтобы войти было приятно... Далее вопрос - как собирать? Что собирать? Ведь музей без собрания - не музей. Нужна концепция... Ваш музей не должен замахиваться на грандиозное - он должен сузить задачу, сделать ее выполнимой, важно выбрать небольшую, но оригинальную цель. Важно так сформулировать направление музея, чтобы музейное собрание стало уникальным в мировой практике... Я предлагаю: сделайте Всемирного значения Музей Набросков. Набросок - это самое значительное, что есть в искусстве. Это как код ДНК - в нем уже содержится вся будущая картина. Нет ничего обаятельнее первого эскиза - когда замысел только постучался…»  Так два совершенно разных человека, независимо друг от друга рассуждали о тольяттинском музее.  Удивляюсь:  что ими двигало, что им до нашего Тольятти? В одной из ближайших публикаций расскажу о первой, неудачной,  попытке организовать частный художественный музей в городе. 


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов