Татьяна Жукова: Сто свидетельств эпохи. Открылась выставка работ из фондов Музея Актуального Реализма

13.06.2018

В пресс-центре «СГ» состоялась встреча, посвященная открытию в Самарском отделении Союза художников России экспозиции из собрания Музея актуального реализма «Сто свидетельств эпохи». В ней приняли учпастие Сергей Гриднев,член правления регионального отделения Союза художников РФ; Виталий Вавилин, основатель Музея актуального реализма, Ирина Яновская, директор Музея актуального реализма, Владимир Востриков, искусствовед. Встреча с журналистами была посвящена не только представлению крупного культурного события в жизни Самары. Она стала поводом порассуждать о роли частных музеев в современной культуре, о ценности работ художников советского и постсоветского времени и о состоянии современного рынка изобразительного искусства.

Знаковые имена

- В рамках празднования восьмидесятилетия Самарского отделения Союза художников России вместе с Музеем актуального
реализма мы открываем выставку «Сто свидетельств эпохи». Это подборка произведений лучших российских и советских деятелей изобразительного искусства, под влиянием которых формировались поколения самарских художников,- рассказал член правления Сергей Гриднев. Он назвал фамилии действительно знаковых фигур отечественной культуры, работы
которых представлены на выставке. Это Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Виктор Иванов.А также художники - представители «сурового стиля» и искусства «оттепели» - Гелий Коржев, Андрей Тутунов, Петр Оссовский и другие. Для 80-х и 90-х годов характерно творчество Станислава Никиреева, Игоря Орловского, Бориса Коржевского, картины которых также участвуют в выставке. Завершают подборку авторы начала нашего века. Такие как Василий Шульженко, Сергей Алимов, Гурам Доленджашвили и Лариса Наумова.

Сохранение накопленного

Музей актуального реализма - такое название недавно получила известная в Тольятти Волжская картинная галерея.
Ее директор Ирина Яновская пояснила: это произошло, поскольку изменилась цель работы культурного учреждения. Вместо
подбора коллекции и работы с художниками - сохранение накопленных за годы работы произведений, а также создание
в Тольятти полноценного музея искусства определенного периода.
- Идея принадлежит незабвенному директору Самарского областного художественного музея Аннете Басс, - рассказал
основатель коллекции Виталий Вавилин. - Она всегда ратовала за то, чтобы в городах нашей области появлялось как можно больше очагов культуры.Входивший некоторое время в состав попечительского совета Самарского художественного
музея Вавилин считает себя учеником этого замечательного деятеля культуры и искусствоведа от бога. Отвечая на вопрос,зачем создается частный музей в Тольятти, он заметил: - Нашему городу в смысле культурных памятников повезло
гораздо меньше, чем Самаре.Ведь почти весь старый Ставрополь находится сейчас на дне Жигулевского моря. И в те далекие годы, когда я растил своих четверых детей, нам, тольяттинцам,приходилось возить их на экскурсию в самарские музеи и картинные галереи. Потому мы и создали в нашем городе в 90-е годы фонд «Духовное Наследие», одним
из результатов деятельности которого стало сооружение памятника основателю Ставрополя-на-Волге Татищеву. Затем задумались о создании картинной галереи. Однако вкусы у членов фонда оказались настолько разными, что я взял на себя формирование концепции будущего собрания.

Уникальные полотна

Одно из направлений работы - приобретения работ выдающихся художников, работавших в Самаре и
в Самарской области: Венира Кныжова, Ивана Комиссарова, Вениамина Клецеля, Валентина Пурыгина и других. Однажды Валентин Захарович Пурыгин рассказал Вавилину о том, как был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны
в Башкирию вместе с 65-ю учениками художественной школы, открытой при Академии художеств СССР для одаренных детей.
Вспоминал о том, что ребята голодали и мерзли, ведь классы почти не отапливались, но каждый день работали - рисовали.Писали красками, сжимая кисточку руками в варежках. Из шести десятков учеников более сорока стали академиками. Работы этих художников - детей военного времени составили основу коллекции музея актуального
реализма. Сейчас в фондах Музея актуального реализма сотни работ художников, которые творили в нашей стране, с 20-х годов прошлого века и до нашего времени.
- Я знаком с этим собранием, - отметил Владимир Востриков. - Эта коллекция произведений искусства создана с большим
вкусом, со знанием истории отечественной живописи. Создание частных музеев - тренд современной России. Например, в
городе Мышкине их открывают не только состоятельные люди, но и обычные пенсионеры. Потому этот провинциальный городок так привлекателен для туристов. Крупные и серьезные народные музеи созданы в Плесе, во Владимирской области и других местах. Хочется, чтобы это движение охватывало как можно больше городов и поселков Самарской губернии, дабы наш край также становился туристической Меккой Поволжья.

 


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, мастера живописи, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Максим Кантор, Владимир Юкин, Петр Оссовский, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, фестивали, Аркадий Пластов, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, русская икона, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, Иван Комиссаров, акварель, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, Скульптура, Зураб Церетели, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, конкурсы Академия художеств, Красные ворота, художественные конкурсы, Василий Нестеренко, гиперреализм, натюрморт, Николай Фешин