Миры Станислава Никиреева в Собрании актуального реализма

30.10.2012

Любой, кто хоть раз видел хотя бы одну работу художника Станислава Никиреева, не забудет ее никогда, настолько самобытно, необычно и редкостно притягательно его творчество. При этом Никиреев (1932–2007) был художником-графиком, его произведения – главным образом, рисунки и офорты – имеют, как правило, небольшие размеры и к тому же они монохромные. Их автор никогда не был «модным», «раскрученным», не светился на ТВ или светских тусовках, но где бы ни выставлялись его работы, возле них всегда стояли люди, с огромным интересом и неподдельным вниманием рассматривая детали его потрясающих композиций. И действительно, от них невозможно отвести взгляд, настолько они своеобразны и завораживающе привлекательны.
Как это сделано?  - этим вопросом невольно задаешься, вглядываясь в потрясающие рисунки мастера.
Попробовать ответить на этот вопрос скоро сможет каждый житель нашего города, посетив выставку С. Никиреева, которую обязательно проведет Волжская картинная галерея. Теперь у нас точно будет такая возможность, ибо с недавнего времени  галерея располагает
одним из самых значительных в стране музейных собраний произведений Станислава Никиреева - 106 листов, включающее большинство его офортов, а также несколько превосходных рисунков и цветных автолитографий, которые дают достаточно
полное представление о творчестве мастера.
С. Никиреев родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, который чуть позже стал называться Мичуринском. «Первое, что хорошо помню, – читаем в записках художника, – весенние цветущие сады и сплошь на всю улицу трава-мурава. Сады мичуринских пород входили в моду и росли всюду. Улица с муравой тогда ещё не знала автомобильных шин и была чиста и бархатиста, как большой ковёр…»
Речка, лес, поле, ловля бабочек и жуков, рыбалка, наблюдение за птицами – все это с самого детства было у талантливого мальчика, который очень рано увлекся рисованием.
Первый мотив его детских рисунков  – старый деревянный русский дом и рядом непременно дерево – позднее стал привычным и самым трогательным в творчестве художника.
Никиреев учился в знаменитом Пензенском художественном училище, славным своей школой рисунка, затем – в  Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Там овладел он сложнейшей техникой офорта.
В чем особенность этой техники, известной с 16 века? Она состоит в том, что изображение процарапывается на отполированной лаком  металлической пластине с помощью острой иглы.  Художник действует иглой так, как будто это заточенный карандаш. Затем пластину протравливают в кислоте, потом углубления – бороздки и штрихи – заполняют типографской краской, которая затем под прессом переходит на бумагу, оставляя на ней зеркально перевернутый оттиск, который и называется офортом.
Сложно? Да, очень, но знатоки говорят, что эти особенности техники травлёного
штриха позволяют сочетать точность передачи форм предметов, доступную в карандашном рисунке, с богатейшей тональной гаммой - от чёрного до белого, присущей рисунку углём или тушью. При этом произведение можно тиражировать, и каждый оттиск, сделанный самим художником или под его наблюдением, считается оригинальным.
Уже в ранних офортах С. Никиреева проявились черты того неповторимого стиля, который утвердился в зрелых работах мастера -
большое количество деталей, точность, осязаемость, живая красота, которую хочется разглядывать бесконечно.
Офорт "Зима" - Один из признанных шедевров Никиреева, в котором он искусно создал многоликий, насыщенный жизнью и движением образ русской зимы.
Здесь нет ничего второстепенного, все существа и предметы, которые мы видим на переднем плане или в глубине картины, выразительны и, образуя сложный ансамбль, остаются отдельными и важными. В этом офорте 14 фигур живых персонажей – людей и животных – и каждый обладает своим характером и индивидуальностью.
Посмотрим на офорт "Старое гнездо сороки". Кажется непостижимым мастерство, с которым художник передает свежесть весеннего воздуха, фактуру стволов деревьев, кажется, даже чувствуешь запах  талой весенней воды!
Великолепно удавались художнику образы животных и птиц. Представители фауны, населяющие пейзажи мастера, выразительны и неповторимы, каждый со своими повадками и характерными чертами (офорты "Ласточка", "Сорока").
Один из больших рисунков Никиреева и сделанный на его основе офорт называется «Весенняя встреча» . А встречаются там проснувшиеся после зимних холодов насекомые – муравьи, жуки, словом, соседи по уютному обжитому местечку. В мировом изобразительном искусстве едва ли найдутся другой пример произведения, где роль главных персонажей сложной композиции была бы отведена столь мелким созданиям.
В работах Станислава Никиреева нет места несуразным или уродливым творениям рук человеческих. Ни урбанистические пейзажи, ни убогая растительность современных городов его не привлекают. Автора скорее волнует "уходящая натура" - старые деревенские домишки, опустевшие деревни или провинциальные городки, в которых дома, улицы, площади существуют в гармоническом, естественном сочетании и взаимодействии с рельефом местности и его растительным покровом.
В 1977 г. Никиреев создал цикл из офортов с видами Торжка. Все они вдохновлены впечатлениями от замечательных памятников архитектуры и облика старинного русского города.
С. Никиреев. Торжок. Офорт (1977)
В панораме города отражены все его особенности - сочетание внушительной архитектуры и почти деревенской простоты большинства домов (Офорт "Торжок").
Нужно понимать и любить дерево, как понимал и любил его Никиреев, чтобы так живо и верно показать творение рук человеческих  как живой организм, созданный как будто самой природой и существующий в естественной для него среде (Офорт "Церковь Вознесения в Торжке").
Одна из особенностей художественного зрения Никиреева - это обострённое чувство трёхмерности пространства, способность видеть любой предмет во всей полноте его объёмных характеристик и воспроизводить на плоскости не контуры, а массу, имеющую определённую форму. Во всей полноте эта особенность художника проявилась в его итальянских сериях. В конце 70-х годов Никиреев посетил Италию и привез из поездки массу впечатлений, которые затем воплотил в своих работах. В этих чудесных композициях мощно проявилась способность художника глубоко и верно почувствовать и передать дух места и времени, присутствие неповторимого genius loci - "гения места". (Офорты "Площадь у подножья Колизея в Риме", "Венеция")
Одна из знаменитых площадей Венеции изображена мастером в двух вариантах - при дневном и вечернем освещении. Сюжет привлекает не только великолепием превосходно прорисованных шедевров венецианской архитектуры, но и - в вечернем варианте - зрелищем темного, дождливого, наполненного сыростью пространства. Мелкий моросящий дождь ощущается почти физически - так велико мастерство художника, непостижимым образом передающего природное состояние (Офорты "Венеция. Площадь Пьяцетта. День", "Венеция. Площадь Пьяцетта. Вечер").
Все офорты итальянской серии, как и большинство других работ Никиреева, создавались на основе предварительно выполненных эскизов, зарисовок с натуры. Это служебные рисунки, главное назначение которых – закрепить впечатление от мотива и общую схему композиции, которая потом, в работе над пластиной наполнится деталями, сохранёнными цепкой зрительной памятью художника.
Сравните рисунок ("Вид на реку Арно со знаменитым Старым мостом", бумага, карандаш) и выполненный на его основе офорт ("Вид на реку Арно со знаменитым Старым мостом"). Офорт  - все достоинства рисунка и сама его композиция сохранены в офорте, но благодаря более широкому тональному диапазону и верно подмеченным деталям изображение в технике офорта приобрело еще большую глубину, точность и живость.
У Станислава Никиреева была феноменальная зрительная память - именно она помогала ему достигать богатства форм, линий и тональных отношений, свойственного его офортам. Он никогда не собирал их по частям, подбирая отдельные фигуры, предметы и характерные ракурсы. Богатство изображения произрастало из огромного запаса зрительных образов, хранившихся в памяти художника. Ниже - яркий пример такого обогащения.
Сравните карандашный рисунок ("Осень", бумага, карандаш (1981)) большого старого дерева, потерявшего осенней порой всю свою листву, с офортом «Листья отшумели», исполненным тремя годами позднее. В офорте мы видим то же самое дерево  (в зеркальном повороте) уже как центр большой композиции с глубокой перспективой, в которой присутствуют другие деревья и сельские дома... Материальная структура дерева и опавших листьев, в рисунке обозначенная как бы мимоходом, здесь передана в самых тонких и красивых подробностях, подсказанных зрительной памятью художника. В изображении уже не осталось ничего условного, приблизительного.
Феноменальное мастерство Никиреева – это, конечно, прежде всего, проявление его врождённого дара живописца и рисовальщика, его уникального художественного зрения. Но в его произведениях отразился и опыт многих старых мастеров. После самой природы изучение этого богатейшего наследия было главным творческим стимулом художника. Мастер не был захвачен потоком современного искусства, шёл против течения, точнее, шёл отдельно от него своим собственным путём. А вот в наши дни его искусство очень актуально и востребовано, поскольку в нём с необычайной ясностью утверждается принципиально новый взгляд на мир, где истинными ценностями являются не потребление, деньги и вещи, а природа, жизнь и красота.


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, конкурсы, выставка презентация Собрания актуального реализма, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, музей, Максим Кантор, музеи, Петр Оссовский, культура, Сергей Герасимов, Бубновый валет, фестивали, русские художники, Аркадий Пластов, ТГУ, меценатство, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, акварель, художественные выставки Тольятти, художники Самары, авангард, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Евгений Телегин, Александр Рукавишников, музеи мира, пейзаж, Гелий Коржев, Скульптура, Сергей Галета, тольяттинские художники, Академия Художеств, самарские художники, Рембрандт, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, Красные ворота, художественные конкурсы, гиперреализм, натюрморт, Николай Фешин, актуальное искусство, реализм, Российская академия художеств