Миры С. Никиреева – в Собрании актуального реализма

17.10.2012

Любой, кто хоть раз видел хотя бы одну работу художника Станислава Никиреева, не забудет ее никогда, настолько самобытно, необычно и редкостно притягательно его творчество. При этом Никиреев (1932–2007) был художником-графиком, его произведения – главным образом, рисунки и офорты – имеют, как правило, небольшие размеры и к тому же они монохромные. Их автор никогда не был «модным», «раскрученным», не светился на ТВ или светских тусовках, но где бы ни выставлялись его работы, возле них всегда стояли люди, с огромным интересом и неподдельным вниманием рассматривая детали его потрясающих композиций. И действительно, от них невозможно отвести взгляд, настолько они своеобразны и завораживающе привлекательны.
Как это сделано?  - этим вопросом невольно задаешься, вглядываясь в потрясающие рисунки мастера.
Попробовать ответить на этот вопрос скоро сможет каждый житель нашего города, посетив выставку С. Никиреева, которую обязательно проведет Волжская картинная галерея. Теперь у нас точно будет такая возможность, ибо с недавнего времени  галерея располагает
одним из самых значительных в стране музейных собраний произведений Станислава Никиреева - 106 листов, включающее большинство его офортов, а также несколько превосходных рисунков и цветных автолитографий, которые дают достаточно
полное представление о творчестве мастера.
С. Никиреев родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, который чуть позже стал называться Мичуринском. «Первое, что хорошо помню, – читаем в записках художника, – весенние цветущие сады и сплошь на всю улицу трава-мурава. Сады мичуринских пород входили в моду и росли всюду. Улица с муравой тогда ещё не знала автомобильных шин и была чиста и бархатиста, как большой ковёр…»
Речка, лес, поле, ловля бабочек и жуков, рыбалка, наблюдение за птицами – все это с самого детства было у талантливого мальчика, который очень рано увлекся рисованием.
Первый мотив его детских рисунков  – старый деревянный русский дом и рядом непременно дерево – позднее стал привычным и самым трогательным в творчестве художника.
Никиреев учился в знаменитом Пензенском художественном училище, славным своей школой рисунка, затем – в  Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Там овладел он сложнейшей техникой офорта.
В чем особенность этой техники, известной с 16 века? Она состоит в том, что изображение процарапывается на отполированной лаком  металлической пластине с помощью острой иглы.  Художник действует иглой так, как будто это заточенный карандаш. Затем пластину протравливают в кислоте, потом углубления – бороздки и штрихи – заполняют типографской краской, которая затем под прессом переходит на бумагу, оставляя на ней зеркально перевернутый оттиск, который и называется офортом.
Сложно? Да, очень, но знатоки говорят, что эти особенности техники травлёного
штриха позволяют сочетать точность передачи форм предметов, доступную в карандашном рисунке, с богатейшей тональной гаммой - от чёрного до белого, присущей рисунку углём или тушью. При этом произведение можно тиражировать, и каждый оттиск, сделанный самим художником или под его наблюдением, считается оригинальным.
Уже в ранних офортах С. Никиреева проявились черты того неповторимого стиля, который утвердился в зрелых работах мастера.


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Максим Кантор, Владимир Юкин, Петр Оссовский, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, фестивали, Аркадий Пластов, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, русская икона, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, Иван Комиссаров, акварель, авангард, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, Скульптура, Зураб Церетели, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, конкурсы Академия художеств, Красные ворота, художественные конкурсы, Василий Нестеренко, гиперреализм, натюрморт, Николай Фешин