Как наполнить музеи посетителями?

22.11.2012

"Дайте мне музей, и я заполню его", – говорил Пабло Пикассо. Воспользоваться формулой великого испанца решили в российском Министерстве культуры. Правда, в данном случае речь идет не о произведениях искусства, а о посетителях. Концепцию развития музейного дела обсуждали сегодня на совещании в Третьяковской галерее с участием министра культуры Владимира Мединского, заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, а также директоров ведущих российских музеев. Задачи поставлены высокие: посещаемость отечественных музеев должна вырасти в полтора раза за четыре года. Рассказывают "Новости культуры".
Под взглядом "Демона" и под крылом "Царевны-лебедь", в одном из самых красивых музейных залов – Врубелевском – решали будущее 2631 музея страны. Все федеральные музеи с января раз в неделю будут работать до девяти вечера, сельские на длинный день перейдут в летнее время. Задача для всех одна – посетителей должно стать больше. Лидер пока тоже один – Петергоф. Из 82 миллионов посещений 4 миллиона человек прошло через этот памятник мировой архитектуры.
"И в связи с посещаемостью я очень прошу и Министерство культуры, и все сообщество посмотреть на свои внутренние цифры, соотнестись с посещаемостью музеев и понять, почему у одних музеев, которые расположены иногда далеко, у которых очень трудная доступность, вдруг имеют высокие цифры, а музеи, которые расположены в центре больших городов и имеют доступ, фактически, эти цифры посещений не добирают", – подчеркивает  заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.
Ирина Антонова тут же добавила: 90% посетителей Лувра – чемпиона по количеству зрителей – туристы, причем французские. В Пушкинском немосквичей и неиностранцев из года в год все меньше. Светлана Сивкова, директор Музея мирового океана, спросила: "А как, например, калининградскому школьнику посетить тот же Пушкинский, если билет из Калининграда в Москву стоит 24 тысячи рублей?". Проблемы внутреннего туризма остаются все те же.
Одна из самых важных задач для всех – пополнение музейных коллекций. Ежегодно на это выделяется 80 миллионов рублей, тот же Пушкинский сейчас ждет уникальных голландцев. Но министр культуры особо отметил – рассчитывать лишь на бюджет недальновидно, и тут все снова посмотрели на Врубеля, вспомнили мецената Савву Мамонтова. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин признался – их коллекция на 95% состоит из даров, но в целом это не решает проблемы.
"У нас главная претензия к советской власти в том, что по идеологическим причинам в течение 80 лет не приобретались произведения мирового изобразительного визуального искусства. У нас образовалась черная и невосполнимая дыра, ее восполнить нереально", – утверждает он.
"Круга коллекционеров которые превращаются в меценатов, еще нет. Он не вырос за этот небольшой период", – добавляет директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
Необходимо узнать, кто они, нынешние коллекционеры, и понять, можно ли с ними работать музеям, на каких основаниях и льготах? Льготы нужны и самим музеям. Главное – освободить от налога на прибыль. С одной стороны, государство выделяет на музейную деятельность 46 миллиардов рублей, с другой – собирает налог. Владимир Мединский признается – ситуация комичная. О другом курьезе говорит директор Исторического музея.
"В одном из муниципальных музеев нашей страны, в соотвествии с госкаталогом, хранится картина "Джоконда", автором которой является Деонардо да Винчи. Там же хранится картина "Птицы на хлебном поле", автором которой явлется Винсент Ван Гог. То есть вот эти данные мы представляем в уникальное музейное собрание", – поясняет Алексей Левыкин.
Госкаталог – этот учет каждого музейного предмета в том виде, в котором он сейчас существовать не может. Расплывчатые определения, некорректные формулировки – в нем, оказывается, есть все, что угодно. Когда речь заходит о нормативных актах, верные себе музейщики вновь обращаются к живописи. Как девятым валом, их накрывает 94-й федеральный закон.
"Наши зрители совершенно не представляют, что, когда мы делаем выставку Коровина на Крымском валу или выставку натюрморта Левитана, когда участвуют до двадцати музеев в этом процессе, нам нужно провести где-то десять-одиннадцать процедур аукционных. Мы просто захлебываемся от этого", – заверяет директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
За два с половиной часа все вопросы рассмотреть так и не успели, совещание продолжили уже в узком профессиональном кругу. И это не последняя встреча – концепция развития музейного дела будет готова к концу года, а в январе ее вновь обсудят с музейным сообществом.


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
мастера живописи, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, премии, Владимир Юкин, Оссовский, Петр Оссовский, Додонов Евгений, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, Аркадий Пластов, Мартирос Сарьян, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, Иван Комиссаров, акварель, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Ким Бритов, Евгений Телегин, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, виртуальные выставки, пейзаж, Гелий Коржев, Скульптура, Огюст Роден, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, Рембрандт, офорт, Станислав Никиреев